НАВЕРХ

Прыгающие с неба: уникальные боевые машины ВДВ

БМД десантируется с военно-транспортного самолета Ил-76
БМД десантируется с военно-транспортного самолета Ил-76
Фото: © Минобороны России
 Воздушно-десантные войска заняли особое место в советских и в российских Вооруженных силах. Под стать этому месту и техника десантников. Специально для них созданы уникальные боевые машины — легкие, быстрые и, главное, умеющие прыгать с неба.

Перед советскими ВДВ после Второй мировой войны ставились грандиозные задачи. Захват плацдармов в тылу противника и удержанию их до подхода основных сил. Сражение в полном окружении с расчетом только на свои силы. Очевидно, что со стрелковым оружием и легкими минометами десантники много бы не навоевали.

Десантным дивизиям остро не хватало тяжелого вооружения, в том числе для борьбы с танками. Требовалась самоходная артиллерия, бронированные машины для защиты «крылатой пехоты» от пуль и осколков. Проблема была в доставке всего этого разнообразия десантникам на поле боя — можно только небом. Значит, техника ВДВ должна уметь прыгать с парашютом.

Голозадый «Фердинанд»

В 1950 году на вооружение советских десантных войск поступила авиадесантная самоходная установка АСУ-57. Миниатюрная машина в 3 тонны весом, размером с небольшой джип. Но она была вооружена довольно серьезным по тем временам орудием — 57-милиметровой нарезной пушкой Ч-51.

Двигатель от легковой «Победы» мощностью в 55 лошадиных сил разгонял мини-самоходку до 45 километров в час. Этой скорости вполне хватало для для пересеченной местности. Экипаж был всего три человека, но машина могла брать на борт и «пассажиров», что резко повышало мобильность войск.

Советская авиадесантная самоходная установка АСУ-57
Советская авиадесантная самоходная установка АСУ-57
Фото: © Wikimedia

АСУ-57 имело бронирование, защищающее от пуль винтовочного калибра и легких осколков. Правда, оно было не круговым: машина была с открытым верхом, который в непогоду закрывался брезентом. За это ее и прозвали «голозадым "Фердинандом"», по аналогии с легендарной с тяжелой немецкой самоходкой времен Второй мировой. 

В течение 20 лет, вплоть до начала 1970-х годов, эта сверхлегкая самоходка  оставалась основным образцом бронетехники советской «крылатой пехоты», способным десантироваться на парашютных системах.

«Алюминиевый танк»

В 1968 году на вооружение ВДВ СССР приняли уже не эрзац, а самую настоящую боевую машину десанта — БМД-1. Ее модификации до сих пор верой и правдой служат, теперь уже ВДВ России. Это была техника, без преувеличения не имеющая аналогов в мире.

Появление БМД связано с именем легендарного командующего советскими десантными войсками Василием Маргеловым. По его настоянию ряд конструкторских бюро и НИИ получили заказ на разработку техники для «крылатой пехоты».

Мобилизация научных и инженерных ресурсов позволила разработать высокотехнологичную машину. БМД-1 получила легкую, но прочную броню из алюминиевых сплавов. Это позволило конструкторам уложиться в жесткие ограничения по весу. Масса «бмдешки» — всего 7,2 тонны, тогда как вес равной по боевым возможностям БМП-1 — 13 тонн.

На машине установили принципиально новую систему гидравлической подвески, позволяющую изменять клиренс (дорожный просвет). Она умеет ложиться на землю и высоко подниматься над ней. БМД-1 оснастили двигателем 5Д-20 мощностью 240 лошадиных сил, разгоняющим ее до 60 с лишним километров в час.

Боевая машина десанта — БМД-1
Боевая машина десанта — БМД-1
Фото: Vitaly V. Kuzmin / CC BY-SA 4.0

Машина получила комплекс вооружения аналогичный БМП-1: 73-миллиметровую гладкоствольную пушку 2А28 «Гром» со спаренным пулеметом ПКТ, а также противотанковый ракетный комплекс «Малютка». 

Машина вмещала одно парашютно-десантное отделение: экипаж из трех человек и десант из четырех. Ее появление превратило ВДВ в высокомобильные войска, способные за сутки перемещаться на сотни километров не только по воздуху, но и по земле.

БМД-1 стала одним из символов десантных войск. На ее базе было создано целое семейство машин: БТР, САУ, машина разведки и управления огнем, самоходные противотанковые ракетные комплексы, командно-штабные машина.

Система «Кентавр»

Не все знают, но БМД-1 была приспособлена для десантирования с экипажем внутри. Эта система получила название «Кентавр». Инициатором ее создания  также был командующий ВДВ Маргелов.

Смысл системы прост. Экипажу не нужно после приземления тратить драгоценное время на поиск друг друга и своей машины. БМД спустя считанные минуты готова была вступить в бой.

«Кентавр» имела реактивную систему торможения перед посадкой, что смягчало приземление на парашютах. Для экипажа установили специальные энергопоглощающие кресла.

Систему предварительно испытали на животных. При апробации на людях риск был огромный. Никто и никогда до этого не выбрасывал боевые машины на парашютах с людьми внутри. Одним из испытателей стал сын командующего ВДВ — старший лейтенант Александр Маргелов.

Испытания «Кентавра» прошли успешно. Но система так и не получила распространения в войсках. Ее широкое применение признали слишком рискованным.

Смертоносная НОНА

Еще одна уникальная машина в ВДВ — 120-миллиметровая самоходная артиллерийская установка 2С9 «НОНА-С». Аббревиатура расшифровывается, как «новейшее орудие наземной артиллерии».

САУ разработана специально для Воздушно-десантных войск. Она создана на базе БМД-1 и обладает все достоинствами «бмдешки»: способностью десантироваться на парашютах, легкостью и быстротой.

Уникальность 2С9 в том, что это одновременно пушка, гаубица и миномет. Она всеядна, способна стрелять артиллерийскими снарядами разных типов, включая противотанковые и высокоточные, а также минами.

120-миллиметровая самоходная артиллерийская установка 2С9 «НОНА-С»
120-миллиметровая самоходная артиллерийская установка 2С9 «НОНА-С»
Фото: Vitaly V. Kuzmin / CC BY-SA 4.0

Калибр 120-миллиметров для нее выбран не случайно. Она может использовать боеприпасы НАТО этого калибра. Для десантников, ведущих бои в тылу противника, это очень важно. Если бы у них закончились свои снаряды, они могли брать вражеские. 

«НОНА-С» была принята на вооружение в 1981 году и до сих пор активно применяется в ВДВ, в том числе в зоне специальной военной операции.

Что на Западе

ВДВ западных стран боевой техникой, специально разработанной для воздушного десанта и способной выбрасываться на парашютах, не обладают. Они вооружены модификациями машин, созданными для сухопутных войск. Это отрицательно сказывается на их мобильности.

В воздушно-десантных войсках США проблему отсутствия специализированной бронетехники решают за счет вертолетов и передачи десантникам сухопутных машин (LAV-25A2), не способных к десантированию парашютным способом.

Единственное исключение на Западе — Германия с ее боевыми машинами десанта Wiesel. Это миниатюрные машины по размеру не больше АСУ-75. И выглядят немецкие БМД также слегка нелепо, как «голозадые "Фердинанды"».

Еще по теме
США передадут Украине еще одну систему Patriot
Лондон разрешил Киеву бить по Крыму
«Булаву» морского базирования приняли на вооружение
Модули защиты танков от FPV‑дронов «Тритон» поступили в зону СВО
смотреть все
Обсуждение (4)